30 ноября 2016 года Кабинет Министров дал старт началу развертыванию национального медицинского страхования в Украине.
Написание этого документа заняло больше года, но результат стоит усилий. Сказал заместитель министра охраны здоровья Украины Павел Ковтонюк.
ИТАК, ЧТО МЕНЯЕТСЯ?
Как работает система здравоохранения в Украине? Если коротко, так: чиновники министерства распределяют средства по всем медицинским учреждениям соответственно нормам плановой экономики, которые были разработаны еще во времена правления Брежнева.
Что при такой системе надо делать, если хотите что бы государство дало вам деньги? Построить больницу, потому что если есть больница то будут и деньги. И чем меньше в больнице будет пациентов, тем меньше будет расходов.
Таким образом постоянно, десятилетиями стимулировали размер сети, но не стимулировали качество лечения.
Сейчас Украина находится на втором месте по количеству больничных койкомест в Европе, впереди нас только Беларусь. И эти койки по отчетности практически всегда заполнены. Поэтому в каждый момент времени в наших украинских больницах лежит целый город размером с Винницу – вместе с младенцами и стариками.
И вот мы по всем построенным миллионам квадратных метров всей инфраструктуры тонким слоем размазываем деньги. А так как потоки распределяются, в основном, через местные бюджеты, то на них нередко сидит чей-то родственник или кум: “В этой больнице главврач мой родственник – эта больница для нас приоритет”. А все остальные при этом кивают головой:” Ну да, мы понимаем … ”
МОЗ меняет главную вещь: финансовые мотивации. По этому, вместо того, чтобы финансировать больницы за то, что они просто есть, МОЗ начинает выделять средства за то, что туда идут лечиться люди.
Было: “есть больница – есть деньги”.
А когда закончится “декоммунизации” нашей медицины будет: “есть пациент – есть деньги”. И чтобы это заработало, министерство запускает национальное медицинское страхование.
Национальное медицинское солидарное СТРАХОВАНИЕ – ЧТО ЭТО?
Если вы вдруг придете в любую больницу, которая включена в программу национального страхования, то вы получите помощь одинаковую со всеми другими гражданами Украины, а больница, поликлиника или амбулатория получит возмещение по единым правилам для всех медицинских учреждений.
Именно это и значит “деньги следуют за пациентом».
Национальное страхование есть во всех цивилизованных странах. А именно выбранная нами модель имеется в: Великобритания, Швеция, Италия, Таиланд, Испания, Бразилия, Канада, Филиппины.
Концепцию МОЗ поддержат международные партнеры, которые разбираются в международных тенденциях. 17 ноября они даже выступили с объединенным заявлением в поддержку далеко идущего плана Минздрава.
В национальной страховой системе вам не надо покупать страховой полис. Вы застрахованы, потому что вы гражданин Украины. Ваш “полис” – это ваш паспорт.
Вместе с пациентом и его “полисом” в медицинское учереждение по прямому контракту придут деньги напрямую от национального страховщика – государства.
Без посредников, планов распределения, перевыполнению планов койко-мест, без “особых” больниц, где у “главного” хорошие отношения с главой облздрава.
Есть пациенты? – Есть деньги по прямому и прозрачным контракту.
Ушли все пациенты? Тогда с ними ушли и деньги.
Нет различия где лечится человек – в частной, коммунальной или железнодорожной больнице, все они будут одинаковы одинаковы. Деньги будут там, где лечат качественно.
ОТКУДА МОЗ возьмет на ВСЕ ЭТО СРЕДСТВА?
Министерство охраны здоровья Украины не будет вводить дополнительные сборы. Не будет создавать ни каких дополнительных фондов.
Так откуда деньги? На прямую из бюджета.
Мы все платим налоги в бюджет – и не только со своей заработной платы. Мы платим НДС с почти с каждой покупки, мы платим акциз на бензин каждый раз, когда едем в автотранспорте.
Каждый год Верховная Рада Украины утверждает национальный бюджет и отдельную его часть, которая идет на здравоохранение. В ней лежит частица налогов каждого из нас. В 2017-м эти взносы с налогов вместе составят 55000000000 гривен.
Мы все понимаем – чем больше будет объем собранных взносов у страховщика (страховой пул), тем большее покрытие он может обеспечить. У нас будет один страховщик, национальный – то есть самый большой из всех возможных.
При этом совсем не будет никакого нового фонда-чудовища, никто не будет владеть этими деньгами. Не будет чиновника корупционера или бюрократа, который распределяет эти деньги в вручную. Будет электронная система и будет только национальный технический оператор-страховщик, который будет осуществлять оплаты прямо из бюджета и и будет контролировать качество.
Этот оператор – Национальная Служба Здоровья Украины, которую МОЗ создает.
Разница между оператором и фондом такая же как разница между кассиром и банком. Оператор не обладает деньгами, он их только считает.
ЗА ЧТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ?
Каждый год Кабинет министров будет утверждать “Государственный гарантированный пакет медицинских услуг” – это полный объем услуг, которые пациент будет получать бесплатно. И еще список услуг, для которых требуется сооплаты по единым для всей страны тарифам.
Верховна Рада Украины будет принимать бюджет медицинской системы. Национальным страхованием будут полностью покрыты финансово экстренная медицинская помощь и первичное звено медицины, “полностью покрыты” буквально значит что с лекарствами, зарплатами, анализами и т. д.
Вторичная (специализированная) и третичная (высокоспециализированная) помощь будут финансироваться в едином для всех граждан размере и по одинаковым для всех граждан правилам.
Что будет с теми услугами, которые государство НЕ будет гарантировать? У каждого человека будет большой выбор добровольного медицинского страхования. Этот рынок вырастет, а цены на частную страховку будут понижаться.
Почему национальная система страхования называется солидарной? Потому что и взносы (налоги) и любые возможные доплаты будут вносить абсолютно все – независимо от доходов человека. А использовать будут столько, сколько реально и прозрачно гарантирует государство – тоже независимо от доходов пациента. Для социально незащищенных слоев населения не будет ни каких доплат – и это тоже солидарность и поддержка тех, кто сегодня самый слабый из нас.
Врач не должен думать о том, бедный его пациент или богатый, есть у пациента деньги или нет. Для всех и для всего – одинаковая медицинская страховка. И эти страховые средства попадают именно в то медучереждение, в которое обратился человек. А пациент должен понимать, что если он получит некачественное обслуживание по страховке, он просто может уйти в другую больницу (а вместе с ним уйдут и деньги).
Что изменится, когда НАЦИОНАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ начнет прямое ФИНАНСИРОВАНИЕ?
Поменяются роли всех, кто работает в системе здравохранения. Нова роль государства – страховать финансовые риски, связанные с лечением, контролировать качество и оперировать контрактами. Роль доктора – лечить, и только лечить! НЕ писать отчеты, не принимать представителей фармкомпаний – именно лечить! Врачи смогут сами свободно выбирать где и как им работать. Кто-то хочет быть наемным работником и спокойно доработать до пенсии. Кто-то готов открыть частную практику, арендовать кабинет и самостоятельно администрировать базу своих пациентов. А другой может думать об открытии собственной клиники. Все формы будут для национального страховщика равноправными.
Роль пациентов – найти своего врача, того которому они доверяют, выполнять его рекомендации и выздоравливать.
ЧТО ДЕЛАЮТ ГОРОДА И ОБЩИНЫ?
У них очень важна роль – именно общины обладают практически всей медицинской инфраструктурой (той, на которую можно положить целый город).
Это невероятно огромный объем площадей и обычно такое же невероятно неэффективное их использование. Реальный пример из регионов: около 50 лет назад построили родильное отделение, и оно стоит до сих пор. В то время, возможно, оно было действительно нужно, а сейчас принимает до 2 родов в месяц. Это не просто мало – это опасно и для женщины, и для ребенка. Так может сделать там вместо родильного отделения реабилитационный центр для ветеранов или инвалидов? И вообще – что делать со всей этой медицинской инфраструктурой? Делать не прибыльные коммунальные предприятия или, как в Польше, сдать инфраструктуру в аренду самим врачам? Иметь на первичном уровне крупные поликлиники или разветвленную сеть небольших амбулаторий в микрорайонах? Сдавать по коммерческим ставкам или искать самых лучших врачей и сдавать им в аренду по 1 гривне в год? Роль общин – искать и находить ответы на все эти вопросы. Где и сколько им нужно медучереждений и каких именно. Потому что все это – их собственность и никто кроме них не решит, что делать с этой инфраструктурой.
То есть на вопрос “что изменится” правильный ответ – практически все. Мы переходим в новую систему отношений – но значительно более простую, понятную и, главное, с единым для всех правилам финансирования, привязанными к людей.
И КОГДА ВСЕ это заработает?
Система здравоохранения очень велика. Перезапустить ее в один момент может быть можно, но стоит помнить, что эта система состоит из большого количества живых людей – и никому из нас не нужен шок от резких изменений. Поэтому МОЗ все делает постепенно, но в ускоренном темпе. В сентябре Министерство Здравоохранения предоставило больницам автономию в планировании штатов, отменив пресловутый 33-й приказ Минздрава. Этот приказ “привязывал” количество персонала к количеству больничных коек. Недавно МОЗ так же предоставил больницам автономию в финансовом планирования – медицинским учреждениям больше не нужно отчитываться почему сумма, потраченная на отопление в ноябре, не совпадает с планом, который был сделан за год до того. Многие говорили: “Ну что вы, это же основополагающие вещи, в больницах не смогут сами разобраться сколько им нужно уборщиц, если министерство не даст им нормы сверху “. Но по состоянию на сегодняшний день небо так и не упало на землю. Особых жалоб так же не было. Впереди – главная автономия – хозяйственная, которая откроет возможность прямого контрактирования медицинских учреждений. Автономия медучреждений – неизбежна, потому что она финансово выгодна и врачам, и громадам. Поэтому реформа уже идет. А выплаты “пациента” министерство планирует начать с середины 2017-го года – на первичном звене. Это первый этап.
ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ – первичное звено?
Первичное звено – это семейные врачи, терапевты, педиатры. Это врачи первого контакта, которые должны знать историю ваших болезеней, понимать ваш образ жизни, знать вас. Во всех цивилизованных странах такие врачи без госпитализации решают до 80% (!) медицинских обращений с помощью современных знаний, базовой аппаратуры и наиболее распространенных анализов и лекарств. Как вы думаете, легко найти такого врача, специалиста, в Украине? Честно говоря, не очень. Практически невозможно! Поэтому Министерство Здравохранения не может просто изменить финансирование. Реформа напрямую связана с обучением врачей, бесплатными лекарствами , процессом децентрализации. А еще это не одна реформа, а две параллельно – одна реформа проходит в городах, другая на селе. В городах врачи будут конкурировать за своих пациентов. А в селах общины будут конкурировать условиями труда за лучших врачей.
Система действительно очень огромная и, чтобы ее изменить, нужен интегрированный план.
Конечно, хотелось бы, чтобы все процессы шли на много быстрее. Но МОЗ ничего не обещает, пока он в этом не уверены. Сейчас Минздрав начинает выплаты на первичке с середины года. Вторичная специализированная помощь войдет в реформу через один год, а в 2017-м они будут готовиться к старту реформы. И напоследок хотим напомнить тем, кто считает, что “в Украине никогда не будет нормальной медицины”, что еще несколько лет назад были люди, которые говорили, что “в Украине никогда не будет нормальной армии”.